В чем специфика работы милиции на железнодорожном транспорте, много ли совершается хищений на дорогах, на что обращать внимание пассажирам, - об этом корреспондент "РГ" беседует с начальником Уфимского линейного управления внутренних дел на транспорте полковником милиции Радиком Хаматшиным.Российская газета | Радик Ахметович, какое направление в вашей деятельности на железнодорожном транспорте сейчас считается приоритетным?Радик Хаматшин | Безусловно, это проведение антитеррористических мероприятий. По территории республики проходят важнейшие железнодорожные пути, соединяющие Центральную Россию с Севером, Сибирью и Дальним Востоком, с Казахстаном и Средней Азией. Здесь находятся узловые станции и мосты стратегического значения.РГ | Кроме антитеррористических мероприятий, какому направлению работы приходится уделять внимание больше всего?Хаматшин | Бичом железной дороги в последнее время стали кражи всех форм собственности. Крадут и разоборудуют трансформаторные будки, дроссельные перемычки, запасные комплекты рельс и даже целые вагоны. На днях, кстати, мы задержали преступную группу, похитившую в течение полутора месяцев пять трансформаторов на южном обводе дороги Дема - Иглино. РГ | Как это сказывается на безопасности движения - ведь расхищаются жизненно важные для железной дороги агрегаты?Хаматшин | Последствия могут быть самые серьезные. Так, в начале мая нынешнего года на станции Черниковка была украдена пара дроссельных перемычек, из-за чего семафор в течение нескольких часов показывал ложную занятость пути. Несколько поездов было задержано, сорвался график движения. Похитителей поймали буквально тут же. РГ | А бывают ли кражи прямо с поездов?Хаматшин | Очень болезненный для нас вопрос. Иногда мне кажется, что в некоторых местах мы вернулись к временам дикого беззакония. Например, на Белорецком участке дороги группы местных жителей прямо на станции забираются в вагоны, везущие лом черного металла, скидывают его и сдают в пункты приема. А на станции Шингак-Куль взрослые втянули в подобное воровство и детей.Но тащат с поездов не только лом. В декабре прошлого года мы раскрыли преступную группу, которая занималась кражами грузов с подвижного состава - холодильников и другой бытовой техники. Происходило это на южном обводе участка Дема - Кропачево.РГ | Какие факторы способствуют распространению краж на железной дороге?Хаматшин | Есть социально-экономические причины. Для некоторых групп населения, живущих около железной дороги, особенно в местах с высоким уровнем безработицы, транспорт превратился едва ли не в основной источник дохода. Тем более что "живые" деньги можно получить относительно легко - пункты приема лома открыты повсеместно, причем даже в полосе отвода железных дорог. По сравнению с 2006 годом закупочные цены на лом цветных и черных металлов выросли в три раза! Это просто провоцирующий фактор: можно раскурочить трансформаторную будку или вырвать дроссельную перемычку и сдать в пункт приема. Весьма способствует кражам и тот факт, что во многих местах отсутствуют соответствующие ограждения установок и складов, охранная сигнализация и вообще всякая охрана.РГ | Порой создается впечатление, что подобные пункты приема "непотопляемые"...Хаматшин | Мы, конечно, знаем их все - как легальные так и нелегальные; там в основном и задерживаем сбытчиков. Но это, что называется, по факту, уже после совершения преступления.Транспортной милицией не раз направлялись предложения о необходимости детального регулирования деятельности пунктов приема металла и, во всяком случае, их ликвидации в полосе отвода железных дорог. Особенно это касается частных пунктов.Для проведения еще более действенной оперативно-профилактической работы порой не хватает сил и средств. На одну нашу спецгруппу приходится от 300 до 500 километров пути. Поэтому мы взаимодействуем с вневедомственной охраной железной дороги, территориальными от делами милиции.РГ | Как на этом фоне выглядит статистика краж у пассажиров?Хаматшин | Здесь более благополучно. У нас практически каждый поезд, проходящий по терртории Башкортостана в ночное время, сопровождается нарядом милиции либо оперативными группами, а в фирменном поезде "Уфа - Москва" сотрудники ЛУВДТ присутствуют постоянно.Отмечу, прежде всего, значительное снижение количества краж, грабежей. Не допущено ни одного факта разбоя. Не зарегистрировано за последние четыре года ни одного случая мошенничества путем втягивания пассажиров в азартные игры.Но удивляет отношение многих пассажиров к своим вещам. Оставляют без присмотра сумки, дорогие мобильные телефоны, документы... Доходит до того, что наши сотрудники иногда вынуждены заходить в купе и настойчиво просить убрать ценные предметы, оставляемые без присмотра.РГ | Железная дорога считается одним из основных каналов по доставке наркотиков. И Башкортостан здесь не исключение?Хаматшин | Республика, к сожалению, в силу своего расположения стала транзитным регионом для наркокурьеров. Основной поток идет, конечно, из Средней Азии и Казахстана, откуда по нашей территории следуют три пассажирских поезда.В нынешнем году мы зарегистрировали 55 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В основном это потребители. Но было задержано и 23 сбытчика.По-видимому, из-за активизации нашей деятельности в последнее время происходит переориентация наркодельцов на грузовые составы. А здесь и грузооборот очень большой, и технических возможностей для досмотра подвижного состава у милиции поменьше.РГ | Как быть пассажиру, если он стал свидетелем преступления?Хаматшин | Быстро и правильно оценить обстановку в замкнутом пространстве вагона и уровень опасности нелегко. Поэтому пресечение правонарушения, задержание преступника лучше оставить подготовленным для этого сотрудникам милиции. У многих сейчас есть сотовые телефоны, и можно незаметно позвонить по ном ерам 02, 112 или даже кому-то из своих знакомых, чтобы тот уже сориентировал нас. Мы отреагируем моментально - на каждой станции имеется наряд милиции.А вообще, у нас есть телефон доверия: (347) 229-19-31. Можно также звонить в дежурную часть ЛУВД по телефонам: 273-38-91, 229-67-58.КстатиРаскрываемость преступлений Линейным УВД на транспорте составляет 78 процентов.Радик Хаматшин: Для некоторых безработных граждан железная дорога превратилась в криминальный источник доходов. Валерий Махмудов