http://pnd.narod.ru
"Компьютер стал теоретической метафорой
разума, помогающей нам понять природу
нашего сознания."
В.В.Налимов.
"...В мозгу профессора появились строки
"повреждён системный файл реальности.
перезагрузить вселенную, ДА/НЕТ ?".
Бонхофф Майя К.
"У каждого времени свои неврозы", - говорил Виктор Франкл, и был безусловно прав. На рубеже двух столетий и, даже, тысячелетий психиатрия начинает иметь дело с новыми психопатологическими состояниями порождёнными научно - техническим развитием человечества, резким ростом социально - экономической напряжённости и имеющими в качестве базиса такие широко распространённые и взаимосвязанные страдания, как социофобия, тревожность и депрессия. Как всегда в переходную эпоху наряду с образцами красоты и гармонии оживляется всё уродливое, болезненное, мистическое способствующее невротизации общества. Активные процессы биопсихогенетической перестройки приводящие к нарушениям процессов гомеостаза с одной стороны, изменение морально - нравственных критериев в обществе, резкое снижение жизненного и культурного уровня с другой стороны ухудшают психическое здоровье населения, особенно заметно у детей и подростков. Распространённость нервно - психических расстройств у детей сейчас достигает 79 процентов ( "Мед.газета", ї 98 от 09.12.98г. ). В общей же сложности впервые в жизни выявленные непсихотические психические заболевания увеличились с 6,9 на 10 тыс. населения в 1970г. до 22, 6 в 1993г. ( Гурович И.Я., Прейс В.Б., Голланд В.Б., 1995г. ). Среднегодовые средневзвешенные уровни распространённости пограничных психических расстройств в 15 экономически развитых странах возросли с 9,6 до 205,3 случая на 1 тыс. населения, в т.ч. неврозы с 2,4 до 148,1 случая ( Петраков Б.Д., 1972,1996 гг. ). За этими цифрами стоят постоянно озабоченные, эмоционально подавленные люди, напряжённые, бледные, страдающие нервной дрожью, сердцебиением, испытывающие неадекватные страхи, неловкость, опасения. Все они, то ли дети, подростки, то ли взрослые неизбежно начинают искать пути для облегчения состояния, начиная либо бороться с такими состояниями и вызывающими его причинами, либо убегать от них. "Бегством" может быть и суицид ( их абсолютный рост и относительное "омоложение" становятся катастрофическими ), но чаще "бегство" от реальности вызывающей психо - эмоциональное напряжение достигается посредством изменения своего психического состояния, в основном состояния сознания, как высшего уровня психического отражения действительности. Изменение психического состояния достигается приёмом психоактивных веществ - алкоголя, наркотиков. Этим пагубным привычкам и пристрастиям традиционно и справедливо уделяется много внимания. Но есть и иные порочные склонности, позволяющие менять своё психическое состояние для уменьшения напряжения и невротизации, что приводит к повторению опыта вплоть до подчинения всего образа жизни этой пагубной привычке подтверждая правдивость афоризма: "привычка - вторая натура". На английском языке порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин "аддиктивное поведение" - addictive behavior, о котором писали Miller W., Landry M., а у нас Короленко Ц.П., Донских Т.А., Личко А.Е. и др. Сам термин "аддикция" стали использовать как равнозначный термину "зависимость". Принятие МКБ - 10 позволяет более широко и последовательно использовать синдромологический подход, что удобно для более тщательного и подробного изучения и систематизации поведенческих расстройств к которым относится "аддикция" и даёт возможности диагностировать такие зависимости как участие в азартных играх, переедание и пр. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение многие факторы : личные особенности, характер средовых воздействий, биологические факторы. Дестабилизирующее воздействие психогений требует от центральной нервной системы поисков устойчивого повторяющегося состояния - стереотипа, который может быть не только физиологическим, но и патологическим. Это состояние фиксируется в долговременной памяти и после прекращения действий первичных психогений. Любой стереотип поведения имеет собственную нейрофизиологическую базу, что косвенно подтверждается регистрацией фенотипических сходств. Мозг ищет и находит в долговременной памяти устойчивые (в т.ч. и патологические) состояния для снятия тревоги и иных болезненных проявлений. Возникновение гиперактивных детерминантных структур ( Крыжановский Г.Н.) приводит к возникновению "порочного круга" аддикции. Появились публикации ( Schowalter G.E. ) указывающие на связь генетического контроля активности допаминовой системы с предрасположенностью людей к "поиску неизведанного". Таким образом можно предположить наличие связи между активностью допамина и склонностью к аддиктивному поведению.
Среди видов аддиктивного поведения наиболее известны: приём алкоголя, приём других веществ изменяющих психическое состояние ( химические аддикции ). Менее известны, но уже классифицируются: участие в азартных играх, сексуальное аддиктивное поведение, переедание или голодание ( нехимические аддикции ). Ещё менее изучены: "работоголизм", длительное прослушивание ритмичной музыки. Практически не изучена тема аддикции о которой пойдёт речь - зависимость от виртуальной реальности компьютера в частности и кибераддикция как таковая. Определяя аддиктивное поведение, как уход от реальности посредством изменения психического состояния ( Короленко Ц.П., Сигал М., 1990г. ) можно говорить, что создаваемая компьютером реальность несомненно изменяет психическое состояние, чем склонные к аддикции личности и стали пользоваться, тем более, что взаимодействие с компьютером не только не порицается обществом, но и служит показателем определённой значимости, включая и материальный достаток.
Мир создаваемый компьютером называется виртуальной реальностью (ВР). По определению словаря : "виртуальный ( лат. virtualis ) - значит пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявится, случится, возможный". Учитывая, что наша нервная система не в состоянии отличить подлинную реальную ситуацию от воображаемой для невротиков ВР компьютера это замена настоящей реальности, как "осмысленной части мира" ( Stenius E., Wittgenstein L. ) на новую реальность, которая лучше настоящей. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям искусственно меняя "настроение духа". По целому ряду причин ( мода, доступность, заинтересованность и пр. ) в России виртуальная аддикция распространяется среди детей и подростков мужского пола, реже среди мужчин до тридцати лет. Однако есть сообщения зарубежных источников о подверженности американских домохозяек этому виду аддикции.
Сам термин "виртуальная реальность" был предложен в Массачусетском Технологическом Институте в конце 1970-х годов, чтобы выразить идею присутствия человека в компьютерно создаваемом мире ( Hammet F., 1993г. ). В России впервые это понятие было упомянуто в 1984г. Генисаретским О.И. и Носовым Н.А. ВР персонального компьютера соединённая с ВР других компьютеров ( Интернет ) создаёт киберпространство ( КП ), которое в настоящий момент охватывает почти весь мир, соединяя миллионы людей, как психически здоровых, так и психически больных. ВР рассматривается как один из видов реальностей и, чаще всего, как психологическая ВР. Пользователь начинает относится к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Благодаря особенностям нервной системы человека, о которой я упомянул ранее, сливаются воедино нефизическое и физическое пространство и время, что позволяет пользователю "избежать" энтропии, как функции линейного времени, служащей причиной возникновения тревожности ( как черты личности ) или тревоги ( как продукта эмоциональной сферы человека ). Компьютер становится фетишем ( происходит процесс фетишизации ), составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера склонный к аддикции при использовании его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция ( или её отсутствие ) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей склонных к аддиктивному поведению. Реальность, как осмысленная часть мира преломляется через особое состояние сознания. Первыми обратили внимание на настойчивое желание людей повторять и повторять опыт общения с ВР компьютера, либо с ВР компьютерного пространства Griffiths M. и Young K.
На основании наблюдения и изучения пациентов можно выделить зависимость от ВР персонального компьютера "изолированного" ( связанную чаще всего с компьютерными играми ) - "виртуальную аддикцию" ( Галкин К.Ю. 1998г. ), и зависимость от сетей Интернет - "Интернет - зависимость" ( Goldberg I. 1997г. ). Считается, что распространённость Интернет - зависимости сходно с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 процентов пользователей. В целом зависимость от компьютерной реальности можно назвать "кибераддикцией" ( Griffiths M. 1995г. ). Если психическая зависимость перейдёт в психическую болезнь можно будет говорить о "виртуальной мании". В случае виртуальной аддикции страдают чаще всего лица мужского пола, а в случае Интернет - зависимости такие различия по полу не установлены. Есть мнения, что в наиболее технологическом своём воплощении ВР можно сравнить с сильнодействующим наркотиком, поскольку конечным объектом воздействия этой системы является мозг человека. Неспособный адаптироваться и жить в реальном мире невротик уходит в мир ВР. К социальным факторам способствующим развитию виртуальной аддикции прежде всего отнесём общественное одобрение. Как сказала мать одного из аддиктов: "Лучше компьютер, чем наркотики". Большую роль играет "мода" на компьютеры, которые становятся всё более доступными и социальный инфантилизм части пользователей. Следует отметить, что лица с пограничными расстройствами отдают предпочтение аддиктивным реализациям в нехимической форме ( Короленко Ц.П., Дмитриева Т.Б., 1999г. ). Из типов акцентуации наиболее подвержены риску развития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. К психологическим факторам способствующим развитию виртуальной аддикции следует отнести также привлекательность переживаний, выработку гедонистической установки ( получение удовольствия любой ценой ), реакции имитации, компенсации, группирования ( например, при пользовании чатов Интернета ), хобби - реакция. Особенно следует отметить информативно - коммуникативное хобби - "жажда постоянного получения новой лёгкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной обработки, а также потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться" ( А.Е.Личко ). Аддиктивное поведение у виртуальных аддиктов становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности в состояние изменённого сознания. Возникла и крепнет с каждым годом субкультура компьютерных пользователей со своим языком ( жаргоном ), непонятным для непосвящённых, со своими ритуалами, символами, юмором и пр., аналогичная субкультурам криминального мира, потаторов и наркоманов. Отношения с компьютером у аддиктов становятся всё более интимными, эмоциональными, создавая иллюзию стабильности и комфорта, являясь на самом деле патологическим стереотипом. С течением времени нарастает диссоциация - суживается круг интересов, падает учебная и производственная работоспособность, в ещё большей степени нарастают трудности коммуникации, аддикты снижаются этически и эстетически, перестают следить за собой. Потребность в занятиях на компьютере или игровых приставках становится всё сильнее, вступая в конкуренцию с голодом, жаждой, потребностью в живом общении, отдыхе и пр. Ещё десять лет назад о таких состояниях ничего не было известно, их практически не существовало. Сейчас обследуя учащихся школ можно выявить не один десяток склонных к виртуальной аддикции молодых людей. Всё проще и дешевле доступ в Интернет. По мере развития компьютерных технологий ситуация будет однозначно ухудшатся. Уже сейчас необходимо исследовать проблему как с точки зрения медицинских психологов, так и психиатров для выработки методов профилактики и лечения. Можно предположить, что основным методом лечения виртуальной аддикции станет психотерапия и, в частности, экзистенциальная психотерапия. Возможность помощи аддиктным мы находим в трудах Н.А. Носова и других исследователей виртуальной реальности. Можно также предположить основываясь на принципе "нет худа без добра", что зависимость от виртуальной реальности может послужить основой метода лечения наркотической зависимости. В любом случае в наступающем столетии эта проблема получит дальнейшее развитие.