Рекомендуем
восстановить посадочные талоны на самолет в электронном виде
centralaviakassa.ru

купить светодиодные светильники для потолка армстронг
fcbn.ru


Курение вредит здоровью, но это хороший бизнес...

Новая табачная фабрика "Реемтсма-Украина" как пример удачного инвестиционного проекта

Типичный пейзаж окраины крупного промышленного города. Россыпь одноэтажных домиков, где-то за тополями дымят заводские трубы, недалеко свалка металлолома. Метрах в трехстах проходит дорога на Конче-Заспу - известный район санаториев, домов отдыха и спортивных баз к югу от Киева... На этом фоне новая фабрика кажется откровенно чужеродным элементом: желто-оранжевые гофрированные стены цехов, светло-песочное трехэтажное здание административного корпуса с безукоризненно чистыми стеклами окон, легкий заборчик из проволочной сетки, флаги перед воротами... Пейзаж, более привычный для окрестностей Мюнхена или Гамбурга, но никак уж не киевской Окружной...

Владельцем фабрики является украинско-немецкое СП "Реемтсма-Украина", иностранным партнером в котором выступает компания "Reemtsma" - крупнейший в мире производитель сигарет с ежегодным выпуском свыше 200 миллиардов штук. Торжественное открытие фабрики состоялось 24 ноября 1998 года. Ленточку перерезали премьер-министр Валерий Пустовойтенко, глава Киевской горадминистрации Александр Омельченко, немецкие гости, представлявшие руководство "Reemtsma International", генеральный директор "Реемтсма-Украина" Сергей Палийчук. Прозвучали необходимые речи, назывались внушительные цифры: 70 миллионов марок инвестиций (всего Reemtsma вложила в Украине около 120 млн. DM), порядка 200 млн. гривень ежегодных поступлений в бюджет ("Реемтсма-Украина" платит 13 процентов всех акцизных сборов в стране), 16 миллиардов сигарет производства в 1998 году, свыше 100 новых рабочих мест (всего в "Реемтсма-Украина" занято более 1500 человек). Впечатляющее завершение крупного инвестиционного проекта, подобные которому в Украине, увы, можно перечислить по пальцам. Причина? Пожалуй, сначала легче ответить на вопрос, почему именно табачная промышленность Украины стала столь привлекательной для зарубежных инвестиций. Мировой рынок сигарет в основном поделен между четырьмя гигантами - "Реемтсма", "Филипп Моррис", "Бритиш-Америкен Тобако (ВАТ)" и "Рейнолдс". В странах Запада для них наступили сейчас трудные времена. Ширятся кампании по борьбе с курением, нарастают всевозможные ограничения и запреты, правительства требуют от табачных корпораций все больше и больше взносов "на борьбу с вредными последствиями". Например, производители сигарет в США в ближайшие 25 лет должны выплатить в бюджет свыше 350 миллиардов долларов, а в прошлом году по конгрессу ходили даже проекты об увеличении этой контрибуции до 600 миллиардов. В таких условиях возможность проникновения на ранее закрытые рынки Китая и Восточной Европы выглядит для "большой четверки" манной небесной. Ежегодное потребление сигарет в Украине составляет порядка 75 млрд. штук - по 73 с половиной пачки на каждого жителя страны, включая грудных младенцев, причем это число не сокращается, как на Западе, а растет. Платежеспособный спрос - главный камень преткновения для всех СНГовских инвестиционных проектов - на табачную продукцию обеспечен. Законодательные барьеры по сравнению с прогрессивной заграницей ничтожны. Так что неудивительно, что на табачном рынке Украины присутствуют все четыре гиганта: "Реемтстма", кроме Киева, владеет табачной фабрикой в Черкассах, ВАТ приобрел производство в Прилуках, "Филипп Моррис" - в Харькове, а "Рейнолдс" - в Кременчуге и Львове.

"Реемтсма" появилась в Украине в конце 1993 года, создав СП с Киевской и Черкасской табачными фабриками. Почти сразу же появилась и проблема создания новых мощностей. Киевская табачная фабрика на улице Володарского построена в 60-х годах еще прошлого, XIX века. Расширить производство или установить новое оборудование (причем не прекращая выпуска) там невозможно, к тому же и расположена фабрика почти в центре города, что не очень приемлемо с экологической точки зрения (свидетельствую: в ветреные дни запах табака ощущается в радиусе трех кварталов). Некоторое время подыскивались варианты, последним из которых стал объект незавершенного строительства завода железобетонных изделий на окружной дороге. Договор о строительстве новой фабрики был подписан 3 сентября 1996 года (удачно пришелся визит в Украину германского канцлера Коля), и в ноябре того же года началось строительство. Первая линия на новом предприятии была запущена 1 июля 1998 года. По словам вице-президента "Reemtsma International" Манфреда Хойсслера, в соревновании с западными стандартами строительство изрядно затянулось, но, по украинским понятиям, все произошло до неправдоподобия быстро.

Все дело в том, что, несмотря на все уверения государственных деятелей, в Украине существует ярко выраженный антиинвестиционный климат. Любой проект требует для своего воплощения многочисленных согласований в десятках контролирующих инстанций, каждая из которых является монополистом, не имеет ограничений в сроках и к тому же смотрит на любого инвестора (не обязательно иностранного), как на свою законную дойную корову.

Особенно это относится к строительству. Во времена СССР любой, как мы бы его сейчас назвали, инвестиционный проект требовал утверждения на правительственном уровне, отдельной строки в пятилетнем плане и т.д. Вся эта до предела забюрократизированная система осталась в неприкосновенности. Порой годы уходят на утверждение рабочей документации - тот самый предварительный этап, без прохождения которого инвестор даже не может принять решение, строить или нет. Минимум два года занимает процедура отвода земли. Технико-экономическое обоснование должно быть согласовано в санитарно-эпидемиологической службе, пожарной инспекции, водоканале, у экологов - всего и не перечислишь. Во всех этих организациях, как правило, один приемный день в неделю, чиновники по старой привычке предпочитают "перебдеть", чем "недобдеть", и испытывают к предпринимателям самое настоящее чувство классовой ненависти. В любое время может потребоваться какая-то дополнительная бумажка, отсутствие которой тормозит все дело, так что прохождение каждой инстанции может занять не один месяц. Добавим, контролеров нужно проходить последовательно: одобрение в одной организации является предварительным условием для приема документов в следующей.

Прошедший все горнило согласований проект попадает в руки Киевгорэкспертизы, которая устанавливает его соответствие украинским строительным нормам, принятым в 60-70-е годы, а также столь же современной Единой системе конструкторской документации. Эта система, например, не признает графопостроителей, на которых сейчас выполняются все чертежи, а последние технологические новинки западной строительной техники ставят в тупик наших "экспертов".

Наконец, от инвестора требуют обязательного взноса на "развитие территории". Для незначительных инвестиций (порядка сотен тысяч гривень) этот взнос может превышать стоимость самого строительства. Богатая "Реемтсма" справилась и с этим, профинансировав сооружение электрической подстанции, прокладку телефонного кабеля и еще ряд работ по благоустройству района.

Неудивительно, что девяносто процентов потенциальных инвесторов, вплотную столкнувшись с такой системой, решают в конце концов ничего и никуда не инвестировать. Неудивительно, что для успешного завершения проекта они нуждаются в содействии местных властей (чтобы хотя бы не мешали). "Реемтсме", например, помогал сам глава Киевской горадминистрации Александр Омельченко. В этом смысле в провинции, где каждый объект на виду, строить легче, чем в столице или крупных областных центрах: контролирующих инстанций поменьше, а оснований рассчитывать на поддержку властей побольше.

Тем не менее, несмотря на все препятствия, фабрика была построена в расчетный срок - 18 месяцев. Генеральным подрядчиком выступала швейцарская фирма, но сами швейцарцы выполнили только наиболее ответственные работы по установке инженерной техники. Все остальное, включая абсолютно западного вида производственные корпуса, было возведено руками украинских строителей. Уточним: украинских строителей, работающих с западными материалами и технологиями, по западным чертежам и с западными стандартами качества, когда любая недоработка немедленно переделывается за свой счет. Так что не стоит говорить, будто у нас не умеют строить как надо. Умеют.

Как уже говорилось, расчетная мощность "Реемтсма-Украина" на двух киевских фабриках составляет в этом году порядка 16 миллиардов сигарет (вообще, на продукцию Реемтсмы приходится около 45 процентов украинского рынка). С марта предполагается переместить все производство на новое место. Однако планы закрытия старой фабрики весной 1999 года могут еще быть скорректированы: как отмечает руководство "Реемтсма-Украина", для планируемых масштабов выпуска все еще не хватает производственных мощностей.

Вообще, производственный процесс в табачной промышленности начинается с концепции марки. Учитывается все: предполагаемая цена, круг возможных потребителей, планируемые вкусовые качества. Под утвержденную концепцию в лаборатории - святая святых любой табачной компании - для новой марки создается своя, оригинальная смесь из нескольких сортов табака, различающихся по вкусу, качеству, содержанию никотина и смол, так называемая мешка. В эту смесь добавляются ароматизаторы - химические и натуральные (коньяки, какао и т.д.) - всего рецептура может состоять из нескольких десятков компонентов. Поэтому для производства сырье импортируется со всего света - от стран СНГ (Киргизия, Грузия, Молдавия) до США и Мозамбика.

Табачное сырье вначале подлежит просушке, сортировке - жилка, имеющая свои свойства, отделяется от листа и добавляется отдельно. Затем происходит резка, смешивание в специальной машине, полученная смесь идет на следующую операцию в виде длинной-длинной сигареты, которая разрезается, спрессовывается, добавляется папиросная бумага, фильтр, новая машина фасует готовые сигареты в пачки, еще одна складывает пачки в блоки, и вот погрузчик уже увозит на склад готовой продукции штабеля коробок. Контроль, как на всех конвейерных производствах, машинный: автоматика сама проверяет продукцию и сама выбрасывает брак. Кроме того, за качеством следит и специальная лаборатория в Черкассах.

Отдельного разговора заслуживают фильтры. Как правило, все они состоят из трех составных частей - собственно фильтр, воздушная прослойка и активированный уголь. Для менее изысканных марок используются простые, ацетатные фильтры, которые делаются на месте в специальной машине. Для, например, "Примы-Люкс" фильтры требуют более сложной технологии и импортируются в готовом виде из Швейцарии.

Большую часть продукции киевской табачной фабрики составляет "Прима" - самая популярная украинская марка. По подсчетам маркетологов "Реемтсма-Украина", ей принадлежит свыше 40 процентов украинского рынка. Около 70 процентов из них приходится на "Приму" без фильтра, порядка 20 процентов - с фильтром и остальные 10 процентов на "Приму-Люкс". Производятся и международные марки - "West", "Davidoff", "Astor", "Paramount". Будет ли у этой счастливой инвестиционной истории счастливое продолжение? Как сказал на пресс-конференции после официального открытия фабрики вице-президент "Reemtsma International" Манфред Хойсслер, это зависит от трех факторов. Во-первых, решающее значение играет стабильность экономики страны, во-вторых, крайне важен свободный доступ к иностранной валюте - за импортируемый табак нужно платить в долларах. Наконец, в-третьих - насколько государство преуспеет в защите национальной табачной промышленности.

Общая беда украинских сигаретных фабрик - контрабанда. По неофициальным подсчетам, на нелегальный импорт приходится свыше четверти украинского рынка табачных изделий (при ежегодном потреблении 75 млрд. штук внутри страны производится около 48 млрд. и 7 млрд. легально импортируется). Главная привлекательность контрабанды - низкая цена, хотя никто не может с точностью сказать, ни где произведены нелегально ввозимые сигареты, ни какой у них срок или условия хранения, ни о содержании никотина, смол и всяких примесей. В то же время производимые или официально ввозимые в Украину сигареты проходят целую серию тестов, а с начала 1999 года на пачках будет обязательно указываться количество содержащихся в сигаретах вредных веществ. Так что, покупая сигареты, особенно "с рук", будьте повнимательней. Из международных марок в Украине, кроме "Реемстмовских", производятся "Pall-Mall", "Magna", "Bond", "L&M", а для "Мальборо" или "Кэмела" более-менее надежным свидетельством подлинности выступает наличие или отсутствие акцизной марки.


Не известен

Другие материалы раздела

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Rambler's
Top100