Рекомендуем

Тот, кто обещает излечить наркомана...

Тот, кто обещает излечить наркомана, нагуливает жир на горе людей

Так утверждает главный нарколог Минздрава РФ Анатолий Шевченко, давая основания для "крамольных" вопросов.

Недавний визит главного нарколога Министерства здравоохранения Российской Федерации Анатолия Шевченко в Томск был вызван фактом печальным - томичи вышли на первое место в России по числу зарегистрированных больных с диагнозом "наркомания". Такого годового "прироста" - в два раза - не дали даже самые "наркотические" регионы страны. Анатолий Вячеславович, имеющий большой опыт практического врача - нарколога, решил на месте ознакомиться с ситуацией, оказать посильную организационно - методическую помощь томскому здравоохранению и поучаствовать в работе местных властей и общественности, объединивших усилия в формировании политики противодействия росту наркомании.

- Анатолий Вячеславович, а если взглянуть на проблему в ином ракурсе: в Томске просто лучше выявляют наркоманов, не "замазывая" при этом статистику и, извините, не втирая вам очки? Вообще вы согласны, что истинные масштабы наркомании в России гораздо больше, чем представляет лукавая отчетность?

- Вы правы: назвать даже приблизительно число потребляющих наркотики - невозможно. Эти люди себя, понятное дело, не афишируют и о своем смертельном пристрастии никого не оповещают - ни родственников, ни врачей, ни тем более правоохранительные органы. Если об этом и узнают, например, родители, то, как правило, держат трагедию семьи под покрывалом тайны. Одни боятся осуждения окружающих. Другие искренне надеются что сами, своим родственным кругом, вытащат ребенка из наркотического болота.

В России зарегистрировано сегодня 100 тысяч больных наркоманией. Мировая практика борьбы с этой страшной болезнью утверждает, что официально выявляется не более одной десятой наркоманов. Из чего можно делать смелые, но очень печальные выводы: сегодня в России не менее миллиона человек - наркоманы. Плюс миллион "начинающих", кто пока не попал в полную зависимость от наркотиков, но уже на пути в эту яму. Некоторые эксперты утверждают, что наркоманов в нашей стране сегодня 5-10 миллионов. Однако я, как вы понимаете, придерживаюсь официальной статистики.

- Что, на ваш взгляд, провоцирует рост числа людей, попадающих в наркотический плен?

- Армия российских наркоманов ежегодно увеличивается на 50-80 процентов. А среди детей и подростков - на 110-120. Лет через пять мы не только догоним, но и перегоним по этим показателям страны, где наркомания прописалась десятилетия назад. На мой взгляд, стремительному росту наркомании в России способствует самая настоящая идеологическая диверсия против молодежи. Воспитательная функция школы, по сути, полностью исключена из закона об образовании. Семейные, общественные связи распадаются - это тоже фактически выбрасывает молодежь за борт жизни. С другой стороны, на руку наркомании сыграла отмена в 1991 году уголовной да и какой-либо другой ответственности за употребление наркотических веществ. Плюс тотальное смягчение наказаний (осуждение с отсрочкой, амнистии) в отношении тех, кто совершил преступление на "наркотической" почве.

- А не является ли одной из причин роста числа наркоманов, неготовность медицины к этой своего рода эпидемии?

- Да при чем тут медицина! Если сегодня в Томске будет полыхать огнем жилой квартал, вряд ли кто-то обвинит в этом пожарных, которые не смогли предотвратить загорание. Не они виноваты в том, что у кого-то была неисправна электропроводка или слишком расшалились дети, играя со спичками.

- Анатолий Вячеславович, но разве непонятно, что речь идет о профилактике - раз. Два - это тоже очевидный факт: до последнего времени официальная медицина утверждала, что наркомания поддается лечению... А на деле - полное бессилие.

- Компетентно заявляю, что наркомания - это неизлечимое заболевание. У каждого человека с этим диагнозом есть возможность прекратить прием наркотиков. Удается это трем процентам наркоманов, не более. Когда мы говорим о том, что в силах излечить три процента - необоснованно даем людям надежду на спасение. К тому же к медицине в этом случае общество предъявляет жесткие требования: отчего медики так плохо работают и не могут увеличить победу над наркоманией до 100 процентов?!

Наркоман должен знать: больным он останется на всю жизнь. И если ему при помощи докторов удается добиться "светлого периода в жизни" - отказаться от приема наркотиков, то при первом же контакте с наркотиком страшная зависимость "восстает из пепла" с новой силой.

Зачастую наркоманы приходят к медикам с одной лишь целью: "почистить кровь" или "омолодиться", как они сами говорят. Если по-первости человек обходится в сутки 1-2 ампулами, - не будем говорить, чего, - то через какое-то время для получения состояния эйфории ему необходимы уже 30 ампул. Но это же огромные деньги!.. И тогда наркоман идет "лечиться". Мы даем ему наркотик по методике снятия, облегчения "ломки", возникающей от прекращения поступления в организм этого вещества. На 10-12 день лечения он уходит из больницы со словами: "Спасибо. Дальше я сам". И начинает потреблять наркотики с малых доз, вызывающих тот же эффект, который был утрачен и за которым он и приходил к врачу.

- Значит, Анатолий Вячеславович, вы, как главный нарколог страны, отдаете себе отчет, что в подобной ситуации не только попадаете в хитроумную ловушку наркомана, но и помогаете ему "растянуть удовольствие"? А если суммировать это с заявлением о неизлечимости наркомании, возникает вообще крамольный вопрос: так ваши службы работают на наркологию или на наркомана?..

- Нет, послушайте... Наркоман может с нашей помощью научиться обходиться без наркотиков и вернуться к нормальной жизни. Но для этого необходимы центры реабилитации больных наркоманией. Одним из результатов моей поездки в Томск стало решение о создании такого центра на 25 коек. Откроется он на базе наркологического диспансера, что подкреплено приказом областного управления здравоохранения. Мэр города обещал финансовую поддержку этому приказу. Я еще раз заострю свою мысль: человек может отказаться от наркотиков, только строго соблюдая ряд требований. Во-первых, он должен осознать, что болен. Осознать физическую и психологическую зависимость от наркотиков. Во-вторых, он должен понимать, что это заболевание неизлечимо. В-третьих, он должен иметь желание прекратить прием наркотиков, преодолев любые трудности, а это действительно очень сложно. И последнее - для него надо создать условия изоляции. Изоляции от наркотической среды.

Сегодня системы принудительной изоляции не существует. Наркоман должен осознанно захотеть попасть на полтора-два года в реабилитационный центр с жесткими ограничительными уставными требованиями, когда сама община центра будет контролировать каждый его шаг, запрещая и оберегая от контактов с наркотиками. И это будет первым этапом возвращения человека к нормальной жизни.

- Кто он - российский наркоман?

- Как правило, наркотики начинают потреблять молодые люди в возрасте до 20 лет. Крайне редко первое знакомство с одурманивающим зельем происходит после 25-ти. Сегодня с диагнозом "наркомания" у нас есть шести-семилетние ребятишки. Основная масса потребителей различных психотропных веществ, как ни печально, - это дети 14-16 лет.

Впервые наркотик - будь то гашиш или таблетки психотропного действия - предлагаются бесплатно. Очень часто местом первой "встречи" с наркотиками становится дискотека. В Москве и Санкт-Петербурге на таких танцевальных площадках можно запросто попробовать, например, экстази. Этот наркотик резко повышает настроение, эмоциональный тонус, позволяет легко переносить большие физические нагрузки, когда в бешеном ритме танца молодежь проводит 5-7 часов подряд. Экстази быстро вызывает зависимость и так же быстро ведет к органическому поражению головного мозга и к обязательному переходу на такие наркотики, как героин и кокаин, след которых уже замечен и в Сибири.

Самая большая группа наркоманов - это школьники и студенты. Одни не хотят быть "белыми воронами" среди ровесников. Иные, как это бывает в семьях мелких коммерсантов, неполных семьях, предоставлены сами себе. Других, из обеспеченных семей, намеренно "подсаживают на иглу", дабы иметь постоянный финансовый источник.

Появился среди российских наркоманов и отряд "новых русских". Большие деньги - еще не признак большого ума. "Новые русские" не всегда знают, как ими распорядиться. И первая статья таких "дорогих" расходов - наркотики.

- Как долог век российского наркомана?

- 90 процентов наркоманов нигде не работают и не учатся. По самым скромным подсчетам, в месяц наркоману необходимо не менее тысячи долларов. Достает он их чаще всего незаконным путем - кражи, ограбления, разбои. Это приводит к тому, что, вращаясь в наркотической среде, где крайне жестки взаимоотношения "братьев по несчастью", наркоман достаточно часто погибает от убийства или, как на первый взгляд кажется, от несчастного случая. Расправы за неисполнение требований, разглашение тайны сообщества в этих кругах не редкость. Наркоман может погибнуть и от передозировки или от откровенного отравления, поскольку покупает дозы у случайных людей.

Заболевание вирусным гепатитом В или С, что среди наркоманов наблюдается сплошь и рядом, тоже ведет их на кладбище. По последним наблюдениям, гепатит наркоманов заканчивается лет через пять раком печени. Рак печени у нас, к сожалению, не оперируется. А ВИЧ-инфекция, СПИД? Это тоже дорожки к погибели.

Так что наркоман, как правило, гибнет в течение 5-7 лет после начала применения наркотиков.

- Как главный нарколог России относится к альтернативным формам лечения наркомании?

- Официальная медицина готова принять помощь от всех, кто хочет подставить плечо больному наркоманией. К сожалению, на деле нам такое плечо не подставляет никто. Альтернативные формы наркологической помощи заключаются в обирании семей. Пример тому - фирма Назаралиева в Бишкеке. Трехнедельное лечение обходится в 5 тысяч долларов. Но в течение 2-3 месяцев пациенты возвращаются к наркотикам. Подобных результатов добивается официальная медицина бес-плат-но!


Вера Петунина

Другие материалы раздела

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Rambler's
Top100