Рекомендуем

Конвенция станет сильным ударом по табачному бизнесу, но не смертельным

Вчера правительство поддержало присоединение нашей страны к Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Поскольку этот шаг потребует принятия новых и изменения действующих российских законов, то решение о присоединении к Конвенции может быть принято в форме федерального закона. Такой закон одобрен на первом в этом году заседании правительства.

Конвенция по борьбе против табака была открыта для подписания с 16 июня 2003 года по 29 июня

2004 года. За это время Конвенцию подписали 167 стран и Евросоюз. Документ вступил в силу в феврале 2005 года. Сейчас насчитывается 145 полноправных участников Конвенции, ратифицировавших ее. России в их числе пока что нет.

Но это отнюдь не потому, что в нашей стране не знают цену курению. Все проще - еще лучше у нас знают цену торговле и рекламе сигарет. Это довольно жесткий международный документ. Подписываясь под ним, "стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий". Раз так, то совершенно логично требование статьи 13 Конвенции, чтобы каждая страна в соответствии со своими конституционными принципами ввела "полный запрет всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий".

Это и было до сих пор ключевым препятствием для присоединения к Конвенции нашей страны. Здесь сошлись серьезные экономические интересы. Тем более что во многих странах любая реклама табака давно уже категорически запрещена, объемы продаж сворачиваются. В постперестроечный период ведущие зарубежные табачные компании успешно начали осваивать перспективный российский рынок и рынки стран бывшего СССР.

Другой камень преткновения - международные требования к маркировке табачной продукции. Конвенция предписывает: предупреждения о вреде курения должны занимать не менее 30 процентов площади двух наибольших сторон упаковки, а еще лучше - 50 и более процентов. Такая пачка вряд ли будет выглядеть соблазнительно, особенно для начинающих курильщиков.

Конвенция также запрещае т использовать на упаковках такие надписи, как "легкие", "очень легкие", "мягкие", "с низким содержанием смол", чтобы не создавалось ложное впечатление, будто определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие. Эти и другие требования документа, понятно, не будут способствовать расширению табачного бизнеса, а в идеале должны способствовать его постепенному сворачиванию и полному отказу человечества от курения. Причем в документе специально оговаривается, что "никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются".

Наша страна долго зрела для такого серьезного шага и, наконец, созрела. Впрочем, авторы Конвенции предусмотрели и некоторые временные "уступки". В частности, определено, что меры, предусмотренные статьей 11 Конвенции (о маркировке), принимаются и осуществляются присоединившейся стороной в течение трех лет после вступления Конвенции в силу, а меры, предусмотренные статьей 13 Конвенции (о рекламе), - в течение пяти лет. Так что принятие Конвенции станет сильным ударом по табачному бизнесу, но не смертельным.

Татьяна Смольякова


11 Январь 2008
Российская Газета

Другие материалы раздела

 


Это интересно

Rambler's
Top100