Рекомендуем

Кризис на алкогольным рынке сделал пивной сегмент одним из наиболее перспективных

"Кризис 1 июля" изменил расклад на алкогольном рынке России и регионов, считает эксперта Евро-Азиатского Центра социальных исследований Вадима Акимова. По его словам, по состоянию на 1 сентября 2006 года перерегистрацию прошло около 90% торговых точек, из тех, что имели лицензию на торговлю алкоголем 1 мая 2006. Массовые распродажи и "слив" неликвидов оптовиками в июне-июле, позволили многим сделать запас алкоголя на несколько месяцев.

"Теневой рынок, по скромным оценкам, составлял 40% от общего оборота алкоголя. Рост количества отравлений в других регионах явственно показывает, на какой продукт перешел потребитель. Наш регион, благодаря более жесткому контролю со стороны государства, избежал этой тенденции, но появление на полках продукции "серого" сегмента: водки пусть и качественной, но по нереально низкой цене говорит об отсутствии контроля над уплатой акцизов производителем", - отмечает он. В таких условиях вполне логичным оказалось то, что пивной сегмент получил возможность развиваться ускоренными темпами.

Генеральный директор ТК "Кредос" (компания-дистрибутор известнейших пивных брендов) Леонид Шилин заявляет, что не летний кризис спровоцировал бум на пивном рынке. Увеличение объемов продаж можно объяснить сезонностью: летом пиво более востребовано, нежели крепкие спиртные напитки. "Как и в прошлые годы, сезонность и погода - определяющий фактор роста продаж. Значительно возросли продажи пива только в сегменте HoReCa (эксклюзивная презентация продукции в барах, отелях, ресторанах - прим. "Новый Регион"), летние павильоны, разливное пиво. Как универсальный поставщик алкоголя и пива, мы можем отметить, что спрос на алкоголь изменился, не забирая долю пива и слабоалкогольных напитков", - говорит он.

По мнению экспертов, пивной рынок является одним из наиболее динамично развивающихся и растущих. Главным индикатором пивоварения в стране является уровень потребления пива на душу населения. По этому показателю Россия вышла на 30 место в мире - 62 литра в год. Тройка стран-лидеров пивоварения выглядит так: Чехия - 157 литров, Ирландия - 129 литров и Люксембург - 121 литр. Для России, которая традиционно считалась страной, где наибольший сегмент в алкогольном рынке принадлежит крепким спиртным напиткам, достигнутые результаты в пивоварении можно считать позитивными, поскольку они приближают нас к европейскому уровню потребления пива.

По данным аналитиков, В Северо-Западном (центре пивоварения в России) и Уральском федеральных округах в 2005 году уровень потребления пива на душу населения достиг своего максимума (около 85 литров) и, скорее всего, в ближайшее время он не будет увеличиваться большими темпами. По этому показателю лидирует Ханты-Мансийский АО, где в 2005 году употребляли 103 литра на душу населения, на втором месте - Тюменская область с показателем 100 литров, затем - Челябинская область - 90 литров на душу населения. Челябинцы обогнали екатеринбуржцев, которые употребляют около 80 литров на душу населения в год.

Количество произведенного пива в Уральском регионе в 2005 году составило по официальным данным 32,5 миллиона дал (Дал - единица измерения объема жидкости, равен 10 литрам). А потребляют пиво в УрФо по официальным данным - 105 миллионов дал. Значит, пьют около двух третей пива не местных производителей, а привезенного в регион. Поэтому в Группе компаний "Балтика", которая недавно в два раза увеличила производственные мощности на своем заводе "ВЕНА" в Челябинске, считают, что у компании есть большой потенциал для развития на уральском региональном рынке.

В Екатеринбурге доля рынка Группы компаний "Балтика" в июле 2006 г. составляла - 26,5% (данные агентства "Бизнес Аналитика"), это конечно ниже, чем в Челябинске (51,6%). Ситуация связана с тем, что в Челябинске большую долю рынка занимают бренды экономического и дешевого сегмента. Что касается доли брендов среднеценового, премиального и лицензионного сегмента, то ситуация в Екатеринбурге и Челябинске сопоставима.

По данным "Бизнес Аналитики", наиболее востребованы бренды Группы компаний "Балтика" на рынке фасованного пива в Екатеринбурге: "Балтика" (с долей 12,9%), "Невское" (с долей 4,6%), "Tuborg" (2,1), "Уральский Мастер" (3%), "Арсенальное" (1,1%). Как сообщил Анатолий Медведев, руководитель по продажам группы компании "Балтика" в Уральском регионе: "Группа компаний управляет портфелем брендов во всех ценовых сегментах. Мы будет продолжать развивать все сегменты, укрепляя наше лидерство, однако в наших планах в ключевых городах Урала, например в Екатеринбурге, будет учтено изменение структуры потребления в пользу более динамичного развития премиального и лицензионного сегмента".

Эксперты отмечают, что с января 2006 года "Балтика" начала выстраивать систему дистрибуции и собственную сеть торговых представительств по принципу "одна территория - один поставщик". "Создав собственную сеть торговых представительств, "Балтика" стала получать достоверную информацию и правильно прогнозировать развитие продаж в регионах. Большой плюс представительств - это подержание товарного запаса", - говорит коммерческий директор ЗАО "Торговый Дом Марко Поло" Михаил Чащин. Сейчас можно говорить о промежуточных итогах новации, но в конечном итоге, считает господин Шилин, выиграл конечный потребитель, потому что цена пива на полке снизилась, а ассортимент товара расширился.

27 Сентябрь 2006
РИА "Новый Регион"

Другие материалы раздела

 


Это интересно

Rambler's
Top100