Рекомендуем

Алкогольный рынок сегодня: догоняем 80-е

Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) представил первый аналитический отчет о состоянии легального алкогольного рынка России по итогам 2007 года. Главная особенность этого документа - он дает возможность сравнить основные производственные показатели различных периодов, начиная с советского. В документе фигурируют три ключевые даты: 1984 год - последний год, когда советский алкогольный рынок жил без "сухого закона", 2000 год - первые показатели, по которым можно оценивать работу алкогольщиков в условиях рыночной экономики, и 2007 год - самые последние данные по рынку.

В общей сложности в обзор попал почти четвертьвековой (23 года) период жизни алкогольной индустрии. В целом, специалисты ЦИФРРА характеризуют его как не самый благоприятный: в течение последних 20 лет в государстве и обществе произошло много социально-экономических изменений, которые серьезно ухудшили финансовое положение 70% россиян. Сегодня идет процесс наверстывания и восстановления легальных производственных и потребительских (по ряду позиций) показателей 80-х годов.

К примеру, показатели производства легальной водки и ЛВИ значительно отстают по целому ряду объективных причин от достижений 1984 года. И, несмотря на то, что в 2007-м водки и ЛВИ было произведено на 6,9% больше, нежели в 2000-м - 131,5 млн дал, от 1984 года это только 66,35%.

Отдельно стоит сказать об отечественной водке и настойках в фокусе последних двух лет. За этот период они "отвоевали" часть рынка у украинских компаний, правда, последние, по словам специалистов, далеко не исчерпали свой маркетинговый напор, что было продемонстрировано во второй половине 2007 г., когда они продолжали восстанавливать позиции 2005-го.

С вином ситуация гораздо хуже, чем с крепким алкоголем, хотя динамика роста налицо. Показатели производства этого напитка за последние четыре года, в сравнении с тем же 1984-м, следующие: 2004 год - 27,5% от результата 1984-го; 2005-й - 22,2%; 2006-й (все понимают, благодаря чему) - рост до 32,9%; 2007 год - 35,8%. Развитие винного рынка в ЦИФРРА связывают с административными мерами, принятыми государством в 2006 году, после которых началось единоличное господство российского вина в основном и массовом сегменте до 100-110 рублей за бутылку вина (0,75 литра) в рознице.

Вместе с тем, розничная цена виноградного вина в нашей стране - одна из самых дорогих в мире. Для сравнения, в соседней Европе основная часть винодельческой продукции (более 60%) стоит от 2 до 4 евро за бутылку, а в США 65% вина продается по цене от 3 до 5 долл. за бутылку, что относительно российского уровня жизни не более 20 рублей за бутылку хорошего виноградного вина. При этом цены на крепкий массовый алкоголь сопоставимы с российскими, однако с учетом разницы в уровне жизни и доходах населения, цены на вино в России и в Европе - несопоставимы.

Что касается плодовых вин, то их потребление серьезно росло в 2003-2007 годах преимущественно в премиальном сегменте при завышенных ценах на эту импортную продукцию. В то же время производство российских плодовых вин сегодня все еще отстает от уровня советских показателей: 2005 - 15,4% от 1984 года; 2006 - 11.42%; в 2007 году уровень составил всего 12,6% от 1984-го. Этот рынок специалисты ЦИФРРА называют перспективным, но российские производители пока явно не дорабатывают в плане привлечения потребителей к данному виду продукции. Это притом, что на Западе фруктовые вина достаточно популярны, а в соседней братской Белоруссии составляют более 85% винного рынка.

Зато достигнуты и превышены показатели производства шампанских и игристых вин: в 2007 году почти в 3 раза больше, чем в 1984-м. Схожая ситуация и с коньяком: в 2,6 раза. Такой рост шампанского и игристого эксперты целиком связывают с изменением ценового соотношения между отдельными видами алкогольной продукции. Если в советский период шампанское стоило в четыре раза дороже вина, а игристое - в два, то сегодня отдельные виды этой продукции продаются не только по одной цене, но нередко и дешевле тихих вин. Если сравнивать производство шампанского и коньяка с 2000 годом, то в первом случае оно утроилось, а во втором - выросло в 4,5 раза.

Но самый стремительный рост за последние 20 с лишним лет показало пиво. В 2006 году его рост по сравнению с 1984-м составил 185%, а в 2007-м уже 243%. Если сравнивать 2007-й и 2000-й годы, то прирост составляет 122%.

Отражен в отчете и новый сегмент алкогольной продукции - слабоалкогольные напитки (САН). В России этот рынок сформировался с нуля в 1994-1995 годах и уже через 10 лет значительно превосходил по объему производства рынок виноградных вин, а в 2005-м превзошел рынок виноградных, шампанских и игристых вин в сумме. В настоящее время происходит процесс восстановления рынка САН после повышения акциза в январе 2007-го. Снижение налога в 2008-м не привело к снижению цен на данную продукцию, что делает восстановление физического объема рынка не столь быстрым - не менее 3 лет до уровня 2004 г.

11 Февраль 2008
AlcoNews.ru

Другие материалы раздела

 


Это интересно

Rambler's
Top100